Племенной и общественный состав казачества.
Донские областные ведомости № 244/12.11.1913 г. стр. 3-4
ХХХІІ.
Малороссийское казачье Войско – переселение на Кавказ. Азовское казачье Войско. Черноморцы в ХІХ в.
Сформированному в начале великой борьбы с наполеоновским нашествием на Россию в 1812 году Малороссийскому казачьему Войску, выставившему в самое короткое время, вместе с Украинским казачьим Войском, 19 конных полков, выпала завидная честь, почти во все время войны внутри России и в заграничном походе участвовать на-равне с испытанными в битвах Донскими полками, исключительно в передовом охранении русской армии и служить ее начальникам „глазами и ушами”. Воинственный дух предков так крепко жил в душах Малороссийских казаков, несмотря на многочисленные невзгоды, что на них обратил внимание сам „вихорь-атаман” граф Платов и по его ходатайству некоторые Малороссийские полки были включены в состав летучего корпуса. 
В заграничном походе Малороссийские полки понесли порядочную убыль, особенно в воинском составе, а, когда по заключении мира в Париже, вернулись на родину, то их ожидало новое горе.
Тогдашний министр финансов возбудил протест против освобождения Малороссийского казачества за службу от податей, мотивируя это скупостью средств казны, и проектировал в виду роспуска Малороссийских полков по домам вернуть все 450 000 казачье население к прежнему положению, то есть, к податному состоянию.
Однако, Государь Император Александр Павлович, признавая за Малороссийскими казаками важные заслуги перед отечеством, не согласился с мнением министра финансов и особыми указами на имя Полтавского и Черниговского губернаторов, в каковых губерниях было расположено Малороссийское Войско, подтвердил свободу казаков от всяких поборов.
Несмотря на это, правительство все же тяготилось освобождением от налогов такого многочисленного населения и, изыскивая выход из создавшегося положения, предложило обоим губернаторам, Полтавскому и Черниговскому, содействовать всеми мерами переселению Малороссийских казаков на Кавказ.
Благодаря разным льготам, десятки тысяч казаков потянулись на Кавказ со своими семействами и образовали там в Терском Войске Владикавказский полк, а в Кубанском Войске большей частью вошли в состав Черноморцев, как наиболее родных им и по языку, и по обычаям. Особенно это переселение увеличилось с 1820 года, когда вновь были введены у Малороссийских казаков подушные подати, кроме впрочем, Полтавского полка, которому предоставлено на вечные времена казачье звание и права.
В 1823 году Хоперский казачий полк, по желанию генерала Ермолова, был переселен с Моздокской линии на Кавказскую, так как первая по удаленности от вражеских селений почти потеряла свое первоначальное значение. С семьями и всякой домашний рухлядью тронулись Хоперцы, бросив насиженные места и все обзаведение, и в 1826 году поселились на новых отведенных им местах, раскинув перед самым неприятелем цепь своих передовых постов. На Кавказской линии Хоперцы основали станицы: Баталпашинскую, Беломечетскую, Невинномысскую, Барсуковскую, Бекешевскую и Карантинную.

Карта Баталпашинского отдела (из Брокгауза
Увеличить рисунок
В 1820 году начальником кордонов по Кавказской линии был назначен Донской генерал Власов, который старательно занялся улучшением казачьего быта и искоренением бывших тогда в большом ходу злоупотреблений со стороны ближайшего начальства. Светлая и признательная память о Донском генерале осталась в Кубанских станицах и до настоящего времени. Власов, как природный казак, отлично понимал и ценил казачью душу; он знал, что главным врагом казака всегда являлось необъяснимое упорство некоторых, особенно с иностранными фамилиями, начальников, в деле превращения его в регулярство. Но, наряду с заботами и любовью, Власов твердой рукой держал управление и не давал спуску ослушникам. При нем черкесы уже не осмеливались, как в прежнее время, переплывать скопищами Кубань и разорять казачьи станицы; за подобные попытки они жестоко платились, так как Власов с линейцами тотчас же переправлялся за ними и истреблял целые аулы. При Власове развилась предприимчивость прилинейного казачества и в значительной степени возросло нарушенное ранее благосостояния.
Население Войск Кавказской линии росло не по дням, а по часам, так как из Украйны лился непрестанный поток казачества, не желавшего расставаться с званием, заслуженным подвигами героев-предков, и предпочитавшего полное разорение потере казачьего имени. Новые переселенцы принимались с радостью, так как линия была довольно бедна казачьим элементом, принимая во внимание ее растянутость, а регулярные войска, сами по себе храбрые и выносливые, плохо управлялись с горцами, требовавшими для борьбы одиночных самостоятельных бойцов, а таких могло поставить лишь казачество.

Кавказская война
В 1825 году Черноморское казачье Войско насчитывало в своем составе 101 552 души обоего пола и выставляло на службу 8 390 офицеров и казаков, да на льготе считалось офицеров и казаков 8 345 человек. Черноморцы пополняли собой следующие воинские части: лейб-гвардии Черноморский эскадрон, две конно-артиллерийские Черноморские роты, десять пеших пластунских полков и одиннадцать конных Черноморских полков.
Прочие Войска Кавказской линии имели в своем составе 44 640 душ обоего пола и выставляли на службу следующие части (кроме вошедших впоследствии в состав Терского Войска: Кавказский полк (8 сотен) – 906 человек, Кубанский полк (8 сотен) – 831 человек, Хоперский полк (8 сотен) – 887 человек.
В 1828 году последние оставшиеся еще в Турции Запорожцы, в числе около 6 000 душ обоего пола вернулись в русское подданство и, поселившись на берегах Азовского моря в трех станицах и 15 хуторах, образовали, так называемое, Азовское казачье Войско. Азовские казаки несли преимущественно морскую службу, оберегая от контрабанды русскую торговлю. Просуществовав 34 года, это Войско было полностью переселено на Кубань и вошло в состав Кубанского Войска, основав станицы: Анапскую, Благовещенскую, Новороссийскую, Абинскую, Ильскую, Хабльскую и Грузинскую.
За время царствования Императора Николая Павловича, Черноморское Войско участвовало во многих войнах и походах, причем за свои заслуги получало милостивые грамоты, а отдельные части – знамена и другие отличия. Особенно Черноморцы отличились в Кавказскую войну, длившуюся около шестидесяти лет, а также в турецкую на Дунае 1828 года и в усмирении польского мятежа.
Но более всего прославили свое Запорожское имя Черноморцы в памятною осаду Севастополя, где участвовали два батальона пластунов, то есть, пеших казаков-разведчиков. Кто не знает имя пластуна?.. имя это облетело весь мир и сделалось историческим, синонимом высшей храбрости и удальства. Старая Запорожская доблесть возродилась в героях пластунах и ими справедливо гордится Кубань.

Оборона Севастополя
Донские областные ведомости № 244/12.11.1913 г. стр. 4
При Императоре Николае Павловиче два раза переменялась система управления в Черноморском Войске. Так, в 1827 году было введено положение, имевшее целью избавить войсковое начальство от зависимости перед гражданскими властями соседних крестьянских областей и губерний, которая во многом вредила правильному развитию внутренней жизни и экономического уклада Черноморцев. Войсковой Атаман ведал самостоятельно всеми внутренними, как военными, так и административными делами Войска и управлял им посредством войсковой канцелярии, земских сыскных начальств (окружные управления) и выборных куренных атаманов. Войсковая же канцелярия непосредственно подчинялась лишь командиру кавказского корпуса. Для ведения судебных дел между казаками был учрежден войсковой гражданский суд, подчинявшийся также лишь кавказской судебной палате.
Все Войско разделялось на три округа: Екатеринодарский, Таманский и Ейский, причем при этом разделении, прежде всего, имелось в виду уравнение нарядов населения на военную службу.
В 1842 году прежнее положение отменено и введено новое по типу Донского Войска, причем заведование Войском осталось, по прежнему, в руках командира кавказского корпуса.
Черноморские военные части отбывали службу по очереди целиком, то есть, полк сменялся целым полком, а отдельной очереди у казаков не было. Служили год, а затем полк отправлялся на льготу, на которой и жил два года, чтобы на третий снова командироваться на службу; и так до полной отставки.
Применительно к этому порядку было и командирование казаков Черноморцев в Петербург на службу в лейб-гвардии Черноморском дивизионе, впоследствии Конвое Его Величества.
К этому же году окончательно закончилось внутреннее устройство Черноморского Войска, причем население его (конечно, я имею ввиду казачье мужское) распределялось по куреням следующим образом:
Екатеринодарский округ: Екатеринодарский – 3 627; курени: Пашовский – 1 561, Старо-Корсунский – 1 042; Васюринский – 1 132, Донской – 602, Пластуновский – 856, Старо-Мышастовский – 608, Сергиевский – 273, Платнировский – 1 350, Кореновский – 1 135, Дядьковский – 524, Тимошевский – 926, Роговский – 1 289, Ново-Джерелиевский – 924, Брюховецкий – 1 002, Переяславский – 905, Ново-Корсунский – 496, Березанский – 936, Батуринский – 334, Каневский – 1 523. Итого – 21 064 казака.
Таманский округ: Курени: Выше-Стеблиевский – 499, Старо-Титоровский – 369, Ахманизовская станица и Тамань – 314, Темрюкский – 474, Петровский – 1 388, Полтавский – 1 572, Ново-Нижне-Стеблиевский – 1 635, Старо-Джерелиевский – 927, Ады (татарское селение) – 281, Старо-Нижне-Стеблиевский – 1 421, Ивановский – 1 450, Ново-Мышастовский – 1 793, Мариинский – 828, Ново-Величковский – 849, Елисаветинский – 727, Черкасский аул – 263, Ново-Титоровский – 1 344, Старо-Величковский – 977, Поповический – 1 101, Медведовский – 1 122. Итого – 19 334 казака.
Ейский округ: Курени: Ирклиевский – 857, Старо-Деревянковский – 960, Ново-Минский – 1 035, Ново-Деревянковский – 882, Старо-Щербиновский – 2 078, Крилевский – 782, Уманский – 1 201, Канеловский – 782, Старо-Минский – 1 439, Ново-Щербиновский – 1 041, Шкуринский – 760, Старо-Левушковский – 689, Павловский – 467, Кисляковский – 1 523, Кущевский – 831, Ново-Левушевский – 393, Калниболотский – 1 139, Незамаевский – 1 153, Екатериновский – 1 071. Итого – 19 083 казака.
Достойно внимания, что из выше перечисленных Черноморских селений, лишь напечатанные курсивом представляли из себя вновь образованные из перечисленных в Войско переселенцев малороссов, в числе 8 195 душ, все же остальные курени сохранили и до сего времени чистоту запорожского происхождения, а главное – дух и обычаи незабвенных предков. Истых Запорожцев в Войске считалось 51 286 казаков.

Станица Невинномысская - начало ХХ в.
Каждый курень был устроен вроде крепости с валом и изгородями и охранялся часовыми, что в то тревожное время было далеко не лишним, так как враги караулили малейшую оплошность, малейшую неосторожность казаков.
Завоевание Кавказа энергично подвигалось вперед, причем впереди русских Войск всегда шли казаки, подготовляя и обеспечиваю победу.
Особенно могучим средством одоления горцев служило отнятие у них земель и заселение отнятой территории казачьими станицами.
Так, в 1840 году были вытеснены с Лабы горцы, русская линия поддалась вперед до ста верст и для заселения новой территории были вызваны из Донского и кавказского Линейного Войск, а также из женатых солдат Кавказского корпуса с зачислением их в казачье сословие.
Из этих охотников были образованы станицы: Вознесенская, Лабинская, Чамлыкская, Урупская, Махошевская, Темиргоевская и Зассовская. Новые станицы сформировали конный полк – Лабинский, впоследствии вошедший в состав Кубанского казачьего Войска.
Впрочем, горцы не оставались в долгу и жестоко мстили за разорением своих родных гнезд. Так, в 1842 году они внезапно напали темной ночью на Васюринский курень и произвели жестокое избиение. Около 100 жителей было убито, кроме того, многих сожгли живьем в хатах, так как они не хотели сдаваться. Много женщин, детей и мужчин черкесы увели в горы в неволю.

Обращаясь к вознаграждению казаков за службу, мы видим, что вознаграждение это было преимущественно земельное и носило довольно разнообразный характер по всем казачьим общинам и полкам Кавказской линии.
Так, в Черномории средний надел колебался от 14-20 десятин на душу, в Кавказском, Кубанском, Лабинском, Ставропольском, Хоперском, Волгском и Горском полках нарезалось: штаб-офицерам – по 300 десятин, обер-офицерам – по 60 десятин, казакам – по 30 десятин.
Во Владикавказском полку – штаб-офицерам по 300 десятин, обер-офицерам – по 60 десятин и казакам – по 15 десятин на душу.
В Моздокском полку штаб-офицерам - по 400 десятин, обер-офицерам – 160 десятин и казакам – по 50 десятин, кроме станицы Курской и Луковской, где казаки получали по 30 десятин.
В Гребенском полку штаб-офицерам – по 400 десятин, обер-офицерам – по 10 десятин и казакам – по 3 десятин на душу.
В Кизлярском полку штаб-офицерам – по 400 десятин, обер офицерам – по 10десятин и казакам по 2 десятин на душу.
При этом чиновники пользовались отведенной им землей пожизненно в размере двух третей, остальная часть оставалась в пользовании станицы, но за это чиновникам разрешалось пасти свой скот вместе с казачьим.
В Кизлярском полку штаб-офицерам – по 400 десятин, обер офицерам – по 10 десятин и казакам по 2 десятин на душу.
При этом чиновники пользовались отведенной им землей пожизненно в размере двух третей, остальная часть оставалась в пользовании станицы, но за это чиновникам разрешалось пасти свой скот вместе с казачьим.
Император Николай Павлович, видя неустройство кавказских казаков, которые имели определенных прав на занятые земли, приказал обмежевать казачьи территории и закрепить их за казаками, что и было исполнено в Черноморском Войске в 1847 году и в Кавказском Линейном – в 1853 году.
Вообще же было установлено, что кроме Донского и Черноморского Войск, получивших От Императрицы Екатерины Великой жалованные грамоты на свои территории, все прочие казачьи Войска не считались собственниками своих земель, которые даны им были как бы в временное пользование и, кроме того не имели права на разработку недр, считавшихся государственным имуществом.
С.Азъ
В начало страницы
- Оттеснение Узов-Азов половцами Х-ХІ в. Оглавление.
- Украйна, Польша, Запорожье ХІV-ХVІ в.
- Гетманы – Богдан Хмельницкий, Самойлович, Мазепа, Скоропадский и др. Уничтожение Малороссийского казачьего войска
- Запорожская сечь
- Временные казачьи войска - движение казачества на восток. Покорение Сибири.
- Донские казаки, Азовско-Донская община, ХV-ХVІ в.в.
- Донские казаки во второй половине ХVІ века.
- Смутное время и казаки. Начало ХVІІ века.
- Взятие и сдача Азова. Казаки в Черном море.
- Степан Разин. Присяга Царю. Принятие калмыков. Подвиги казаков в конце ХVІІ в. Покорение Азова. Бунт Булавина. Некрасовцы.
- Превращение „полудикого сына свободных степей в положительного и вернейшего сына своей родины”.
- Реформы в Донском Войске в первой половине ХІХ века.
- Продолжение реформ на Дону.
- Яицкое-Уральское Войско до начала ХІХ века.
- Уральское казачье Войско. Уральские казаки в ХІХ в.
- Слободская Украина – Слободские казаки.
- Чугуевские, Бахмутские, Торские и Мояцкие казаки.
- Ставропольское калмыцкое казачье Войско, Екатеринославское казачье Войско, Хоперские казаки.
- Волжское казачье Войско, волжские казаки.
- Башкиро-Мещерякское Дунайское и Азовское казачьи Войска. Переселение на Кавказ. Буджакские казаки.
- Астраханское казачье Войско.
- Рязанские казаки – Гребенские казаки. Терское казачество. Аграханское Войско. Терско-Кизлярское Войско. Хоперский полк.
- Оренбургское казачье Войско. Казаки Уфимские. Самарские казаки. Исетское казачье Войско.
- Оренбургское казачье Войско в ХІХ в.
- Сибирское казачество.
- Сибирское Линейное Войско.
- Забайкальское казачье Войско.
- Городовые Сибирские казаки.
- Семиреченское казачье Войско и образование Амурского.
- Амурское казачье Войско. Образование Уссурийского казачьего Войска.
- Кубанское и Черноморское казачьи Войска.
- Малороссийское казачье Войско – переселение на Кавказ. Азовское казачье Войско. Черноморцы в ХІХ в.
- Русское заселение Закубанского края казаками. Кнут и морковка.
- Реформы в Кубанском казачьем Войске в второй половине ХІХ в.
- Кубанское казачье Войско накануне ХХ века. Окончание.
На главную страницу сайта