Евграф Савельев

Племенной и общественный состав казачества.

(исторические наброски)


Донские областные ведомости № 203/19.09.1913 г. стр. 2-3-4

ХХVІІ.

Забайкальское казачье Войско.

После выделения значительного числа Сибирских казаков, образовавших Линейное Сибирское Войско, расположенное на границах киргизской степи и по Иртышу, остальное казачество постепенно разделилось на три отдельные категории: казаков-пограничников, расположенных по китайской границе в Забайкалье и послуживших впоследствии ядром к образованию Забайкальского казачьего Войска, Якутских и Камчатских казаков, потомки которых в настоящее время составляют Якутский городовой полк и Камчатскую казачью команду, и городовых казаков, разбросанных по различным городам Сибири, примкнувших потом частью к Сибирскому и другим казачьим Войскам и составляющих в настоящее время военные общины Иркутских и Красноярских казаков, выставляющих конные сотни.

Все расположенные в Забайкалье казаки подчинялись ведению Троицко-Савской пограничной канцелярии, которая распределяла их по постам, выдавала содержание, производила в чины, разбирала, а также и руководила в военных предприятиях.

К 1802 году на китайской границе состояло собственно казаков 958, бурятов, сведенных в 4 конных полка, 2 400 и тунгусов, служивших в пятисотенной конной команде, 501 человек, а всего на казачьей службе находилось 3 859 душ.

Карта линий Китайской ж.дороги

Карта линий Китайской ж.дороги

Увеличить рисунок

В 1822 году была устроена правильная пограничная линия с Китаем, причем вся охрана ее возложена на казаков и инородцев. Линия разделена на три отделения: Цурухайтуевское, Тункинское и Харацайское, состоявшие под начальством трех сотенных командиров или, как их называли, приставов, подчинявшихся войсковой канцелярии, функции которой исполняла Троицко-Савская канцелярия. В состав казачьих гарнизонов и разъездных отрядов, кроме 8 сотен и одной конной команды Забайкальских казаков, состояли 4 шестисотенных бурятских полка и 1 тунгусский полк, переформированный из бывшей пятисотенной команды.

Казаки эти состояли в ведении генерал-губернатора Восточной Сибири.

Казачьими командами и сотнями заведовали сотенные командиры и начальники команд, а тунгусским и бурятскими полками – полковые и сотенные атаманы, которых инородцы выбирали пожизненно и которые утверждались в своих должностях властью Иркутского губернатора.

Тяжелая и суровая служба на границе, своеволие пограничных властей и грубое обращение их с инородцами побудило некоторых бурятов подать прошение на имя высшей власти об освобождении их от казачьей службы, выражая готовность взамен службы платить подать мехом. Просьба их была поддержана генерал-губернатором Восточной Сибири, который утверждал, что буряты мало способны к военной службе. В этом отношении его поддержал и приемник, составивший даже целый проект о создании особого казачьего Войска из трех казачьих полков, взамен инородцев.

Однако, несмотря на удачное проведение в столице этого проекта, дело на китайской границе обстояло не совсем так, как представляли в Петербург Забайкальские власти.

Была представлена на Высочайшее благовоззрение записка бывшего русского посланника в Китае Любимова, который, долго прожив на пограничных пунктах, имел возможность изучить быт и настроение тамошних войск, а также и особенности китайской границы. Любимов утверждал, что буряты, напротив, очень дорожат своим казачьим званием, весьма способны к конной службе, отличные стрелки и преданные России люди, что доказывается фактом многолетнего охранения исключительно ими границы на огромное протяжение.

Для проверки на местах этих разноречевых утверждений был командирован Высочайшей властью особый сенатор, который, всесторонне ознакомившись с положением дела, возвратился в Петербург и доложил Государю Императору Николаю Павловичу, через военного министра, что опрошенные им буряты не выразили никакого желания переменить свое воинское звание на податное, что они вполне способны к военной службе и представляют из себя надежный и преданный России элемент, но лишь нуждаются в лучшем устройстве и некотором облегчении нарядов по службе.

Следствием этой поездки было смещение вскоре с поста генерал-губернатора Восточной Сибири генерала Руперта и назначение на его место Муравьева, положившего на этом посту много сил к укреплению и процветанию на китайской границе и вообще в восточном крае казачьих Войск и созданию таким образом русской мощи в малонаселенном, слабо укрепленном и почти неисследованном краю.

В 1851 году было издано Высочайшее утвержденное положение об основанном на китайской границе Забайкальском казачьем Войске.

Войско было образовано по особому, еще не применявшемуся нигде образцу и состояло из двух родов оружия – конницы и пехоты. Конницу составляли большей частью коренные казаки и инородцы, а пехоту – крестьяне и часть городовых казаков.

Территория Войска занимает обширные земли к востоку от Байкальского озера, почему и самое Войско названо Забайкальским. В состав войсковых земель вошли:

1) Земли казаков-пограничников. 2) Все свободные казенные земли, расположенные вблизи пограничной линии. 3) Земли, принадлежащие Забайкальскому городовому полку и казакам-станичникам Верхнеудинского округа. 4) Земли, принадлежащие бурятским родам, отбывавшим службу на линии. 5) Земли принадлежавшие охотничьему племени тунгусов, служивших в тунгусском полку. 6) Казенные оброчные земли в черте войсковых территорий. 7) Земли станичных казаков Нерчинского округа. 8) Земли, занятые воеводскими крестьянами Нерчинского округа. 9) Земли, занятые всеми прочими крестьянами, подлежащими зачисленныю в Войско.

Карта Иркутской губернии и Забайкальской области

Карта Иркутской губернии и Забайкальской области

Увеличить рисунок

Новообразованным Войском управлял войсковой наказной атаман, подчинявшийся всецело генерал-губернатору Восточной Сибири. Войсковой наказной

Донские областные ведомости № 203/19.09.1913 г. стр. 3

атаман пользовался правами начальника дивизии и губернатора в отношении войскового населения и всех проживавших на войсковой территории. Для военного управления было учреждено по образцу Донского Войска войсковое дежурство, а для заведования хозяйственными делами – войсковое правление.

В административном отношении все Войско было разбито на 6 бригадных управлений по числу выставляемых бригад, причем конные бригады состояли из 2 полков, а пешие из 4 батальонов. Собственно бригадные правления несли обязанности окружных управлений и в них была сосредоточена вся полицейская, военная и гражданская власть в данном округе.

Вместо станичных правлений в Забайкальском Войске были учреждены сотенные и батальонные правления, по своим функциям соответствующие станичным правлениям прочих казачьих Войск. Во главе каждого такого правления стоял сотенный или батальонный командир, подчиненный командиру бригады, а в помощь ему для управления выбирались чинами сотни или батальона двое судей, утверждавшихся в этом звании войсковым атаманом.

Войсковое сословие было образовано из следующих элементов, вошедших в состав трех конных и трех пеших бригад:

 

Первую и вторую конные бригады составили:

 

1

Казаки Харацайского отделения пограничной китайской линии

1 805

2

Казаки Цурухайтуевского отделения той же линии

5 617

3

Казаки Тунгусского конного полка

1 667

4

Станичные казаки Верхнеудинского округа

280

5

Станичные казаки Нерчинского округа

395

6

Казаки Забайкальского городового полка

674

7

Крестьяне Верхнеудинского округа

491

8

Крестьяне Нерчинского округа

332

9

Буряты из числа пограничных конных полков

53

 

Итого казаков:

11 314

 

Третью конную бригаду составили:

Казаки бывших бурятских конных полков в количестве

 

9 811

 

Всего казаков:

21 125

Три пеших бригады, всего в количестве 12 батальонов, составлены преимущественно из заводских крестьян, что видно по следующей таблице, показывающей, что в пешие части Забайкальского Войска были зачислены:

1

Станичные казаки Нерчинского округа

482

2

Казаки Забайкальского городового полка

741

3

Казаки Цурухайтуевского отделения

121

4

Заводских крестьян Нерчинского округа

28 992

 

Итого

30 336

Всего же в Войске собралось 51 461 казаков, получивших стройное управление и определенные обязанности, представлявших из себя воинские части, могущие противостоять в случае войны вражеским полчищам.

Н.МуравьевИз приведенного перечня ясно видно, что правительство в лице деятельного генерала Муравьева, с любовью и толком устраивавшего русский щит на далекой окраине, мудро распределило по бригадам Забайкальских казаков. Так, в конные бригады, как видно, вошли исключительно природные казаки, несшие свыше ста лет казачью службу, инородцы и только незначительное сравнительно количество крестьян, пожелавших отбывать конную службу. В пешие же бригады, устроенные по казачьему образцу, вошли в массе крестьяне и только как кадр часть казаков, наиболее беднейших или малоспособных к конной службе.

Тут надо заметить, что сибирский крестьянин нисколько не похож на нашего русского крестьянина Европейской России. Начать с того, что большинство сибирских крестьян жило зажиточно и почти не знало гнета крепостной зависимости, так как числилось казенными или заводскими, то есть, платили подати или в казну или в заводы, вокруг которых жили, или деньгами, или же натуральной работой.

Почти все сибирские крестьяне, живя по заимкам в глухой тайге, промышляли охотой и рыболовством, а поэтому были отличными стрелками и следопытами. Дальность расстояний и малопроходимые дороги приучили их и к верховой езде, так что они уже были в достаточной мере подготовлены к причислению к казакам, которое должно было облагородить их, вдохнув в сердца рыцарские заветы и устои казачества.

Главными обязанностями Забайкальского Войска по-прежнему была охрана китайской границы, а также поимка беглых, которых казаки, и в особенности буряты, безжалостно пристреливали по глухим тайгам, поимка контрабандистов и содержание караулов и охранных команд по городам и приискам края.

Содержание офицеров и казаков полностью лежало на казне, а не на войсковом капитале, как в других казачьих Войсках. Вообще все устройство нового Войска носило официальный и несколько регулярный характер, что, впрочем, не мешало ему процветать и развиваться, служа твердой опорой русскому влиянию на востоке.

К 1855 году в Забайкальском Войске считалось войскового сословия обоего пола 107 685 душ; Войско в случае войны или мобилизации выставляло казаков служилого состава 20 180 человек, из которых на действительной службе в мирное время находилось всего 2 865 казаков – число сравнительно с положением современных ему казачьих Войск довольно незначительное, дававшее возможность казакам Забайкальцам вести с успехом свое домашнее хозяйство.

В следующем году замечается значительное уменьшение списочного состава служилого разряда казаков Забайкальского Войска, а именно числилось в 1856 году уже лишь 17 659 человек. Это произошло благодаря переселению из состава Забайкальцев двух конных полков и четырех пеших батальонов на Амур в состав нового казачьего Войска – Амурского.

В 1872 году была произведена реформа в управлении Забайкальским Войском; должность войскового наказного атамана упразднена, также были упразднены бригадные правления, войсковое правление, войсковое дежурство и канцелярия войскового наказного атамана.

Во главе управления Забайкальской областью стал Забайкальский военный губернатор, соединивший с этим постом звание наказного атамана Забайкальского казачьего Войска.

Для ведения войсковых хозяйственных дел образовано

Донские областные ведомости № 203/19.09.1913 г. стр. 4

войсковое хозяйственное правление, а для военных – областной штаб и три военных отдела с атаманами отделов во главе. Казачьи поселения были переименованы в станицы и поселки (хутора) с выборным правлением по образцу Донского Войска. Все же в области, что не касалось военных условий казачьего быта, было передано в руки общеимперской полиции и гражданских властей.

Главное управление Забайкальским казачьим Войском было сосредоточено в штабе Восточно-Сибирского военного округа.

В 1866 году установлен был сокращенный срок службы, а именно: в полевых частях 15 лет и по внутреннему управлению 7 лет.

Одновременно с проведением реформы по внутреннему управлению в Забайкальском Войске была проведена реформа и военного характера в смысле уменьшения по мирному времени служебного наряда казаков.

Так, в мирное время на службу призывалось лишь потребное количество для укомплектования учебного батальона и конного дивизиона, а также некоторых отрядов по указанию командующего войсками округа, в военное же время Забайкальское Войско обязано было поставить на службу 6 конных полков, 9 пеших батальонов и 2 конно-артиллерийских батареи, причем в конных частях числилось 4 000, а в пеших – 7 000 казаков.

В 1878 году к Забайкальскому казачьему Войску был применен изданный и Высочайше утвержденный в 1875 году устав об отбывании воинской повинности казаками Донского Войска. Этим уставом совершенно изменялся способ отбывания службы казаками, устанавливались три очереди, разряд малолетков и запас, а самая служба значительно упорядочивалась. Изменилось и число частей мирного и военного времени.

Забайкальский казакВ мирное время Забайкальцы формировали один конный полк в 6 сотен, два пеших батальона по 5 сотен и две конно-артиллерийские батареи по 4 орудия. В военное же время Войско выставляло в поле три конных полка шестисотенного состава, шесть пеших батальонов пятисотенного состава и три батареи, каждая в 6 орудий. Благодаря таким реформам, жизнь Забайкальского казака вошла в приспособленные к зажиточному существованию и, главное, законные рамки. Прежние порядки, предоставляя слишком большую административную и даже строевую власть над казачьим населением в повседневной жизни не только военному, но и гражданскому начальству, сильно тормозили естественное развитие казачества и его экономическое процветание, хотя, с другой стороны, нельзя не согласиться, что суровая воинская дисциплина и настойчиво проводимый в жизнь казака принцип „все для родины”, сыграл в духовном отношении громадную роль, выковав, во-первых, из казачества сплоченную общими радостями, обидами и подвигами военную семью, а, с другой стороны, создал известную замкнутость казачьего сословия, что также много способствовало сплоченности и единодушию казаков.

К 1881 году Забайкальское Войско имело уже 146 429 человек войскового сословия обоего пола, причем в служилом разряде собственно числилось 62 офицера и 20 343 казака и на действительной службе из этого числа состояло ежегодно 2 622 человека.

В 1893 году правительство решило увеличить конный состав Забайкальского Войска вдвое, и для этой цели было Высочайше повелено разделить существующий конный полк на два полка, по три сотни в каждом, причем один из этих полков был тотчас же передвинут в Уссурийский край.

Для доведения же новых полков до нормальных штатов решено было постепенно брать усиленный наряд молодых казаков на службу и таким путем увеличить получившийся трехсотенный состав полков до шести сотен.

К царствованию Государя Императора Николая Александровича Забайкальское Войско состояло из 187 102 человек обоего пола, выставляло в случае мобилизации 176 офицеров и 22 711 казаков, а на постоянной мирной службе находилось из этого числа 111 офицеров и 2 668 казаков.

Войско выставляло в мирное время 2 конных полка, 2 пеших батальона и 2 батареи.

В 1895 году по собственному желанию выселилось на территорию ново-образованного Уссурийского казачьего Войска 64 семейства Забайкальских казаков.

В 1898 году в Войске был образован новый отдел и в него переселены малоземельные станицы из других отделов; этот новый отдел, названный 4-м, централизовался вокруг Нерчинского завода.

Во время китайской войны Забайкальское Войско выставило на театр военных действий 7 конных полков, по шесть сотен, 4 пеших батальона, по пять сотен в каждом, и 4 конных батареи по шесть орудий, а кроме того, еще и 2 запасных сотни.

В 1901 году было приступлено к ограничению земель Забайкальского Войска, причем для усиления его территории в состав войсковых площадей пожалованы некоторые земли Кабинета Его Императорского Величества.

Герб Забайкальского ВойскаСуммируя все приведенное, видно, что Забайкальское Войско сыграло громадную роль в деле укрепления и удержания русской власти на далеких окраинах Сибири, да и теперь служит самым важнейшим щитом русского господства на китайской границе.

В минувшую войну с Японией Забайкальские казаки с честью поддержали свое казачье имя и оказали неисчислимые услуги русскому оружию в различных операциях как своею удальной разведкой и храбростью, так и в особенности, отличительной чертой Забайкальца – стойкостью и упорством в бою.

По окончании войны Забайкальские казаки ревностно подавляли преступную смуту, зажженную иностранными и своими доморощенными безумцами, и тем способствовали восстановлению в Восточной Сибири законного порядка и власти.

За свою самоотверженную, честную и преданную службу на войне и дома Забайкальцы удостоились Монаршего благоволения.

Могуч и жизнен геройский дух казачества, этого последнего носителя и хранителя старой славянской души и великую заслугу окажут отечеству те правители, которые сумеют сохранить и оберечь от лукавых покушений и бесцельной общей нивелировки казачьи Войска, эту национальную, возбуждающую зависть у иностранцев силу и гордость великой России.

С.Азъ


В начало страницы

На главную страницу сайта