Евграф Савельев

Северо-кавказское краевое общество археологии, истории и этнографии

Книга І (том ІІІ)

 

Выпуск 3-4

Записки


– 337 –

Храм солнцепоклонников на горе Бештау.

Бештау — самая высокая гора в Пятигорске, высота ее около 1? верст над уровнем океана. Верхняя часть этой горы представляет правильную треугольную пирамиду, с одним из ребер, прямо обращенным на восток. От нижней части ответвляются три отрога, которые издали придают ей, с какой-бы стороны вы не заехали, вид конуса с двумя плечами. На восточной стороне, там, где оканчивается одно из ребер пирамиды, падает вниз отвесный обрыв, высотой около 30 сажень. У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.

Камень — обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.

Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения.

Известно, что в древние времена Кавказ и вообще юг современной России подвергался влиянию ассиро-вавилонской культуры, где чтили бога солнца под именем Бела (Ваала), а в самом Вавилоне особенно пользовался почетом бог Мардук и Мардух. Вавилонский храм Эсашла был посвящен ему. Жрецы придавали Мардуку наивысшие божественные свойства и представляли его богом войны или смерти*). Символом его было кольцо (солнце), внутри которого он стоял на двух быках, держа в руке натянутый лук. Это тот же египетский Амун-Ра, почитавшийся под видом быка. В вавилонской мифологии бык был символом бога Мардука, т. е. бога восходящего солнца. Вычисления показывают, что 2500 лет до Р. X. солнце в начале весны, т. е. во время весеннего равноденствия, находилось в созвездии тельца, вот почему бык и был священным животным этого бога.

Персы, покорив Вавилон, сделались поклонниками этого бога; так, например, Кир или Кураш, возвещая мир всему Вавилону, в своем манифесте говорит: „Мардук искал во всех странах правосудного государя по своему сердцу, дабы взять его за руку. Кураша, царя Асана, позвал он по имени. Он с радостью видел его благодатныя дела и повелел ему идти в свой город Вавилон и шел с ним рядом, как друг и товарищ”. Вот проповедники этого-то религиозного культа и занесли поклонение богу Мардуку на северную сторону Кавказа и высекли из цельного камня храм ему на восточном склоне горы Бештау, втащив туда загадочными приспособлениями, каких в настоящее время не имеем и мы, гигантскую глыбу песчаника.

*) Мар, наша мара — от корня мер, умер, помер, смерть. Старухи и старики и теперь бранятся: мара тебя возьми.

Е.П.Савельевъ

Ростов на Дону 1927-28 г.


В начало страницы

На главную страницу сайта.