независимый военно-общественный журналъ
посвященный нуждамъ и интересамъ казачества
Оппозиция.
Основная ошибка оппозиции, со времени ее образования в 1904 и 1905 г. г., по словам „Х. В.” заключается в ее беспочвенности. Люди, стоящие во главе ее, до такой степени чувствовали себя хозяевами положения, до того были уверены в своем успехе, что не находили нужным согласовать свою программу, ни с требованиями времени, ни с характером населения, представителями которого хотели быть. Им казалось совершенно достаточным изобразить на листе бумаги ряд самых широких и отвлеченных принципов, назвав их своей программой, чтобы власть сама далась им руки. А что они добивались власти и только власти – против этого, надо полагать, они сами спорить не станут.
В пылу политической горячки, они совершенно упустили из виду, что сильна совсем не та политическая партия, которой удалось овладеть настроением масс. Настроения переходящи и цена им грош. Важно овладеть не настроениями, а интересами тех групп населения, к которой партия хочет примкнуть. Поэтому партии, желающие иметь реальные основы и опираться на естественное соотношение сил, а не на случайные комбинации, в основе которых
лежат личные отношения, должны прежде всего определенно высказать, каким богам они молятся, чьим интересам служат.
Оппозиция своих богов скрыла, предлагая услуги всем, нуждающимся в них. Крестьянам они обещали дать помещичью землю и освобождения от налогов. Капиталистам и торгово-промышленникам – защиту их интересов перед государством, как будто государство было когда-нибудь выгодно эти интересы нарушать. Социалистам была обещана помощь в борьбе с капиталами. Церковь обещали отделить от государства, наделив ее всеми благами земли, за отсутствием в их распоряжении благ небесных. Интеллигенции, которая не владеет ни землей, ни капиталами, было обещано самое широкое осуществление свободы, равенства и братства. *) Как известно, эти три принципа составляют „лакомое блюдо” русской интеллигенции уже не первое десятилетие. Стоит ли упоминать, что инородцы были прельщены тем, что все они оптом были признаны наилучшими и благороднейшими нациями, якобы угнетенными русским „варварством”, но непобежденными им.
При таких условиях, было время, когда оппозиционные обещания имели большую ценность на политическом рынке. Но, когда дело дошло до расплаты, то оказалось, что довольны, и то не вполне, только евреи. Эту группу оппозиция предпочла всем остальным не только ради кровных уз, которые связывают еврейство с главарями оппозиции, но и ради денег, уже данных, даваемых и обещанных к выдаче. Деньги были нужны до крайности и на газеты, и на партийные клубы и, наконец, просто на расходы. Приходилось из всех потребителей оппозиционных идей предпочесть наиболее платежеспособных, кормя остальных обещаниями. Но не-исполненные обещания не только отталкивали многочисленную клиентуру, а и озлобляли ее. И теперь, накануне выборов в четвертую Думу, яснее всего выступают результаты работы оппозиции. Она растеряла все симпатии и приобретенные обманом, и принадлежащие ей по праву.
Кадеки и „прогрессисты” могут насчитать несколько сот, преданных им людей, но они не могут указать ни одной мало-мальски значительной группы населения, которая могла бы указать на них, как на представителей ее интересов.
------------
*) Одних казаков забыли оделить своими обещаниями г. г. левые. Видно уже в их расчетах считать казаков за ничто. Ред.
„К. К. Л.”