№ 245 / 24.11.1911 г.
стр. 3
Разбор дела донских литераторов (Савельева, Чеснокова и др.) назначен в уголовном департаменте Новочеркасского суда с присяжными заседателями на 22-е декабря т.г. Вход публики по билетам.
1911 года декабря 28 дня, в зале судебных заседаний настоящий приговор объявлен мною, при открытых дверях присутствия, с точным соблюдением 829-834 и 842 ст. Уст. Угол.
ДЕЛО ДОНСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ.
Суд. При
Товарищ. Прокурора и Секретар
Подсудим к выслушении приговора
Член палаты
Копия
Приговор.
1911 года Декабря 22-го дня.
По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Новочеркасская судебная палата, в особом присутствии, с участием сословных представителей в городе Новочеркасске в непубличном судебном заседании, в котором присутствовали: Старший Председатель В.Г. Пресняков
Члены палаты: Г.Д. Вельсовский, Н.М.Решетовский и С.Н. Марченко. Черкасский окружной предводитель дворянства Г.А.Павлов. Помощник Новочеркасского станичного атамана Рыковский. Сулиновский волостной старшина В.К. Сажнев.
Тов. Прокурора Г.Г. Ткачев Помощник Секретаря В.В. Шаповалов. СЛУШАЛА: дело о надворном советнике Евграфе Савельеве и казаках Алексее Гончарове и Никандре Чеснокове, обвиняемых в преступлениях, предусмотренных 5І, 2 п. І ч. 73, 6п. І ч. 129 ст. угол. улож. и 13 и 3 п. 103444-4ст. улож. о наказ.
Решением Особого Присутствия Судебной Палаты с участием сословных представителей подсудимые Надворный Советник Евграф Петров Савельевв, 50 лет, и казаки области войска Донского Черкасского округа Бесергеневской станицы Алексей Михайлов Гончаров, 50 лет, и Старочеркасской станицы – Никандр Васильев Чесноков, 62 лет, признаны виновными в том, что в августе и сентябре 1910 г., по предварительному уговору и сообща с другими лицами, сознательно и намеренно составили и распространили в области войска Донского путем выпуска в свет и продажи через книжные магазины несколько экземпляров брошюры „Донской литературный сборник”, выпуск ІІ-й, содержащего: 1/ рассказ „Женская доля”, в котором заведомо для них заключается поношение Св. Таинства брака, называемого автором „гнусным языческим культом, с его ненужной обрядностью и лицемерным выкрикиванием причитаниями”, а самое слово „брак” происходит от однозвучных немецких слов, означающих забракованную вещь, разврат и проституцию, с добавлением, по выражению автора, слова „законные”.
2/ рассказ „Нужда жениться, горе замуж выдает”, в котором заключаются заведомо для них ложные о деятельности войск сведения, возбуждающие враждебное к ним отношение, так как, по словам автора, военная служба человека, хотя и умного, но мягкого и смирного, забивает и загоняет и делает из него автомата, в роде как бы деревянного солдатика.
и 3/ стихотворение „Иван-Чига”, в котором заведомо для них заключаются ложные и возбуждающие неприязненное отношение сведения о деятельности Правительства и его органов, и суждения, вызывающие вражду между коренными жителями Донской области казаками и иногородним пришлым элементом, так как автор, описав прежнюю богатую, обеспеченную материальными благами и независимую жизнь казаков, в дальнейшем говорит, что со времен атамана графа Платова центр казачества был перенесен в неудобный в географическом отношении Новочеркасск, устье Дона забрали иногородние, „все у нас отвоевали и у них уже казак стал работник и батрак”, Екатерина оценила армянина выше верных казаков.... „и казацкой войсковой наделила их землей, чтоб народ армянский рос и Донцам сел на нос”, казаков лишили самоуправления, правительство ввело обязательную воинскую повинность на тяжелых условиях, наделило их чинами и мундирами и устранило от службы во флоте, „и от этой моды стали люди колоброды;”, „казаков в дугу согнули и законом пристегнули и снесеной войсковой наделили головой”; „всюду царствует закон, вне закона только Дон”.
Обсуждая законные последствия своего решения, Особое присутствие судебной палаты с участием сословных представителей находит:
1/ что два рассказа и стихотворение, помещенные в Донском Литературном сборнике, составление и распространение которого вменяется в вину подсудимым, заключают в себе признаки преступления, предусмотренных в отношении первого сочинения 2 п. І ч. 73 ст. угол. улож., караемое ссылкою на поселение, в отношении второго рассказа – 3 п. 1034-4 ст. улож. о наказан., за совершение которого полагается несколько, одно другое заменяющих, наказаний и в отношении третьего сочинения – 6 п. І ч. 129 ст. угол. улож., за совершение которого полагается заключение в тюрьме, указанное в 20 ст. того же угол. улож.
2/ что, во внимание обстоятельств дела, смягчающих вину подсудимых, справедливо:
а/ от наказания, наложенного за первое преступление, на основании 53 ст. угол. улож. перейти к заключению в крепости, указанному в 19 ст. того же улож. и таковое назначить на срок одного года с заменою по закону 22 ноября 1906 г.;
б/ из наказаний же, положенных за второе преступление, на основании 149 ст. улож. о нак., избрать легчайшее, а именно, указанное в І степ. 39 ст. того же улож., т.е. арест при полиции на срок трех недель и
в/ за третье преступление наложенное по закону заключение в тюрьме, назначить сроком на один месяц;
3/ что из определенных подсудимым наказаний, по совкупности их, на основании 60 ст. угол. улож., следует оставить для подсудимых одно строжайшее, именно наказание, определенное им за первое преступление;
4/ что судебные по делу издержки, на основании 991-999 ст. угол. улож. суд., следует возложить на обвиняемых в равной мере на каждого, с круговою их друг за друга ответственностью, а при несостоятельности их, таковые следует принять на счет казны;
5/ что приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств рукописи и печатный сборник, как преступные по содержанию сочинения, надлежит уничтожить. По сему Особое Присутствие Судебной Палаты с участием сословных представителей ОПРЕДЕЛЯЕТ: подсудимых, надворного советника Евграфа Петрова Савельева, 50 лет, казаков области войска Донского Черкасского округа – станицы Бесергеневской Алексея Михайлова Гончарова, 50 лет, и станицы Старочеркасской Никандра Васильева Чеснокова, 62 лет, на основании 2 п. І ч. 73, 17, 53, 19, 6 п. І ч., 129, 20, 60 ст. угол. улож., 3 п. 1034-4, 149 и І степ. 39 ст. улож. о нак., заключить в крепость на один год каждого, с заменою по закону 22 ноября 1906 г.. Судебные издержки возложить на обвиненных в равной мере на каждого, с круговою ответственностью их друг за друга, а при несостоятельности их, таковые принять за счет казны. Вещественные доказательства как нелегальную литературу – уничтожить.
Подлинный за надлежащими подписями
С подлинным верно:
Помощник Секретаря /п/
/неразборчиво/