Атаманский архив сохранил фото княжны Анастасии

Как уже сообщал "Вечерний Ростов", исследователю истории казачьего зарубежья ростовчанину Константину Николаевичу Хохульникову (кстати, члену Клуба друзей "Вечернего Ростова") поступила необычная посылка из Соединенных Штатов Америки. Это 90(!) картонных коробок, по 20 килограммов каждая, нагруженных книгами, рукописями, документами, фотографиями. Архив последнего терского атамана казачьего зарубежья Николая Николаевича Протопопова вернулся на Родину - согласно его завещанию.


К.Н. Хохульников разбирает архив атамана Протопопова

Большие картонные коробки, перегнанные скотчем, заполонили всю квартиру Константина Николаевича Хохульникова. Они стоят в прихожей, в рабочем кабинете, громоздятся на ковре в центре гостиной.

Рабочие, перетаскивавшие коробки из большой фуры в квартиру Хохульикова, даже не подозревали, что носят неоценимые сокровища - ибо свидетельства наших земляков, переживших две революции и две кровавые войны, воистину бесценны.

Рабочий день Константина Николаевича начинается в шесть утра. Он выпивает чашечку кофе и садится разбирать содержимое коробок. Работа в начале, но кое-какими результатами исследователь поделился с корреспондентом "Вечернего Ростова".

Наша газета уже рассказывала о К.Н. Хохульникове, директоре некоммерческого фонда "Казачье зарубежье". Константин Николаевич на протяжении трех десятков лет занимается исследованием истории казаков-эмигрантов. Он автор-составитель уникальной библиотеки "Казачье зарубежье", в которую вошли произведения писателей и поэтов казачьей среды, воспоминания о годах Гражданской войны и эмиграции. Множество публикаций К.Н. Хохульникова на историческую тему появлялось на страницах "Вечернего Ростова".

Цель некоммерческого фонда "Казачье зарубежье" - возвращение в Россию наследия казаков, покинувших страну после гражданской войны. Это и богатейший пласт литературы, и документы, воспоминания, письма, фотографии и другие свидетельства ушедшей эпохи.

За годы своей работы Константин Николаевич установил обширные контакты с зарубежным казачеством: у него около 170 респондентов, с которыми от ведет постоянную переписку. Одним из них был и Николай Николаевич протопопов, сын эмигрировавшего белоказака, родившийся уже на чужбине, в Югославии...

Николай Николаевич закончил за рубежом казачий кадетский корпус, был воспитан в лучших традицияn офицерства. Он долгие годы жил в Аргентине, затем переехал в США. Протопопов не только являлсs атаманом терских казаков в зарубежье. Он издавал два русскоязычных журнала: "Наши вести" и "Родной Терек", а также казачью газету.

Несколько лет назад он побывал в Ростове, проезжая через наш город в Новочеркасск. Вернувшись в США Н.Н. Протопопов скончался, завещав отправить свой архив на Дон.

Его последняя воля и была выполнена вдовой - казачкой станицы Новочеркасской Надеждой Николаевной Протопоповой.

- Ничего подобного нет ни в одной библиотеке на Юге России! - восклицает Константин Николаевич, показывая прижизненное издание романа атамана Петра Николаевича Краснова "От двуглавого орла к.красному знамени".

В подшивке газеты "Русский инвалид" можно также найти три неизвестных рассказа атамана, который к тому же был одаренным писателем. Они - о собаках, которые жили при полках: как их кормили, лечили, и как псы следом за своими полками уходили за 40 верст от Санкт-Петербурга на места летних лагерей.

Эти теплые рассказы по новому раскрывают личность Краснова...

Уникальное издание, о котором наши историки знают, но подавляющее большинство никогда не видело, это изданная в 1835 году в Санкт-Петербурге монография "История Донского Войска". Ее автор – профессор Владимир Броневский является автором второй теории происхождения казачества – как беглых крестьян и преступников с территории государства Российского. (Напомним, что первая теория, которую поддерживал Николай Карамзин и ряд других историков, утверждает, что казачество это одна из ветвей славянства, наряду с великороссами, малороссами, белорусами.) /Есть и другие теории, связывающие казаков с народами праболгар, Кавказа др. – прим. Кр. Поповой/.

- Многие казаки-эмигранты, предчувствуя, что срок их земной жизни подходит к концу, пересылали Протопопову на хранение свои личные архивы и документы, - рассказывает К.Н. Хохульников. - Таким образом в этой посылке е содержатся архивы примерно 80 казаков. Здесь есть две коробки с воспоминаниями о революции, Гражданской войне. Они написаны спустя много лет после тех событий, и в них нет горечи и злобы. Наши соотечественники пытались понять, как могла случиться в России такая кровавая трагедия, как Гражданская война. И практически во всех документах содержится уверенность, что Россия, пусть и не скоро, но вернется на свой исторический путь, и казачество обязательно возродится.

Казаков разбросало по белу свету. Переписка велась между станичниками, проживавшими в Австралии, Аргентине, Бразилии, США, Франции, Германии - и даже Индии, где казак работал директором зоопарка!

Несколько коробок содержат фотографии, и каждая из них уникальна. Здесь есть снимки с фронтов Первой мировой войны, много фотографий из жизни в эмиграции, где казаки старались сохранить свою национальную самобытность.

Большой фотоархив рассказывает о буднях императорского конвоя, который состоял из кубанских и терских казаков, а также лейб-гвардии Его Величества казачьего полка. Он укомплектовывался только донскими казаками и осуществлял личную охрану российского императора.

За рубежом казаки издали несколько книг о лейб-гвардейском полке и об императорском конвое. Туда вошли ранее неизвестные снимки царской семьи. Например, фотография Великой княжны Анастасии Николаевны, сделанная в 1916 году в Севастополе. Анастасия позирует возле царского вагона рядом с одним из казаков императорского конвоя...

Кто мог тогда предположить, что через два года эта красивая девушка будет расстреляна в подвале вместе со всей царской семьей? Впрочем существует  версия, что Анастасия - единственная, кто уцелел о большевистского расстрела...

- В Ростов передана большая часть архива Протопопова, в соответствии с его завещанием, - рассказывает К.Н.Хохульников. - Но в Россию еще не переданы казачьи знамена, другие уникальные реликвии. Зарубежные казаки не торопятся этого делать, поскольку знают о расколе в рядах российского казачества, об отсутствии единых целей и общих идей...

Куда же пойдет весь этот архив? По мере изучения К.Н.Хохульников передает книги в Донскую государственную публичную библиотеку.

"Давно создалась необходимость создания в Ростове центра по изучению казачьего, и даже российского зарубежья, - считает К.Н.Хохульников. – Архив атамана Протопопова мог бы послужить его основой. В обществе пробуждается интерес к отечественной истории, и пособный центр мог бы хранить сведения о наших соотечественниках, волею судеб оказавшихся за рубежом, но через всю жизнь принесших любовь к России".

А Оленев
Газета "Вечерний Ростов" 5.08.2005 г.



Для попавших на страницу из поисковика - перейдите к просмотру раздела по этой ссылке