Донские областные ведомости

№ 26/01.02.1912 г. стр. 3


Евграф Савельев

Дон для донцов

„Дон для донцов”, казалось бы что тут не понятно? А между тем, у нас на Дону это положение не только оспаривается, но и толкуется на всевозможные лады. В любой губернии принято открыто говорить „Тверская губерния для тверяков”, „Костромская для костромичей” и т.д.; там признаются совершенно нормальными и понятными ходатайства или постановления вроде таких: „или о закрытии переселения” в губернию или о преимуществах местных крестьян в покупке земли, при посредстве Крестьянского банка, по сравнению с пришлым элементом и проч. Но попробуйте заговорить у нас на подобные темы! Боже, чего только вы не рискуете услышать: и обеднеем-то мы от того, что к нам не будет прибывать культурный элемент, и цены на землю упадут, и помещик обеднеет, и слишком вольностей у нас много, и, наконец, право собственности будет нарушено.

Размышляя на тему о нашем оскудении под свежим впечатлением статей „О нуждах казаков” нашего казака Н.О. (жаль, что автор не помещает полностью своей фамилии, право это не лишнеe бы было, так как пора нам выставить своих специалистов и показать, что у нас есть люди, которые знают народный быт), я вспомнил одну поговорку, сложенную у нас на Дону: „Дай Бог казаку – ума поменьше, а урожая – побольше!” Так молятся на Дону все те, которым на руку темнота народная...

В своих мольбах и творческой фантазии подобные благожелатели дальше этого не пошли, но за то в делах стяжания, кулачества, обирания и объегоривания на все руки они далеко ушли. О, как бы хотелось вымолить у Всевышнего Бога о даровании и ума побольше, и урожая повыше. Ведь без ума и урожай сносный получить трудно.

Есть еще один вопрос у нас на Дону, вопрос самый большой, самый важный и обойти его молчанием не мыслимо. Это вопрос о проведении в жизнь школьной реформы, реформы народного образования. О чем бы ни заговорили у нас, о каких бы реформах не задумано, надо помнить и не забывать, что наш народ неграмотен; пока нет просвещения, реформы будут проводиться в жизнь с величайшими затруднениями. Многие реформы предполагают известную емкость признаков духовной и материальной культуры данной территории, другие для правильного функционирования (действия) должны выйти на соответственную почву, но все они неизменно должны сопровождаться пониманием массой населения истинных задач и целей, преследуемых Правительством в деле проведения в жизнь реформ.

Договорится ли г. Н.О. до необходимости просвещения народных масс и правильной постановке школьного дела, не знаю, но надо полагать, что договорится. Тогда, конечно, хорошо усвоятся населением все эти благие пожелания, когда „ума будет побольше”. Вот когда ума будет побольше, тогда и урожаи будут выше и тогда на Дону смело будут разговаривать на тему „Дон для донцов”. „Дон для донцов” – этим прежде всего говорится то, что у себя на Дону, как встарь, донцы должны быть хозяевами и, конечно, не должны допускать никакого иногородческого засилья. А то ведь что получается в жизни: и паи у нас просторны, а во многих местах даже очень просторные, живем мы же плохо, а почему? Причин много, но засилье арендатора и скупщика ищите здесь в первую голову. Раз зло скупки паев за бесценок сознано, вырабатывайте постановления и правила, регулирующие арендные вопросы. Есть места, где большое количество паевого довольствия, по сравнению с современным, не улучшает благосостояния при нынешних способах ведения полевого хозяйства и главная причина этого – отсутствие правильных приемов земледелия. А раз зло культурной отсталости сознано, надо поставить главным основанием угла не образование новых юртовых довольствий, а правильно и целесообразно организованную агрономическую помощь населению. „Дон для донцов” – формула, допускающая только одно самое верное толкование: это „приобретение казаками наибольших духовных и материальных ценностей”. Кроме материального достатка нам нужно воспитание, которое поддерживало бы в нас доблестный дух, чтобы с честью выполнять священные обязанности защиты Престола и Отечества. А когда мы будем сильны духом и материальным достатком, нам не страшны никакие засилья.

Теперь потребности казаков в кредите часто удовлетворяет ростовщик, такие же потребности в орудиях производства удовлетворяет кулак; переработку многих сырых произведений берет на себя капиталист; роль посредника между обеими странами берет на себя купец, коммисионер и т.д. А когда у казака будет и ума побольше, и урожай выше – вся эта компания не будет сосать из него соков.

Итак: больше света, знания, просвещения!

Журналист


В начало страницы

На главную страницу сайта