Исторический очерк сельского хозяйства на Дону.
1913г.
Глава IV.
– 7 –
Вторая половина XIX в. Новые веяния в земледельческой культуре.
Сувеличением населения в Донской области и захватом подраспашку все больших и больших площадей, кустарники по полям и еще уцелевшие лески по балкам и долинам степных речек быстро стали истребляться, колодцы и ручейки исчезать, и степь к 80 годам прошлого столетия местами обратилась в безводную, солнцем выжженную пустыню. По Донцу, среднему Дону, Медведице и Хопру переносные пески быстро заволокли дотоле плодородные поля и своей массой стали даже угрожать казачьим поселениям. Никому из начальствующих лиц и в голову не приходило приостановить это хищническое истребление лесов и оградить естественные богатства Дона от окончательного исчезновения. Некультурное же население само до этого не могло додуматься. Леса исчезли, а с ними все родники и речки. Засухи стали явлением обыкновенным. Потребность в большей распашке степи все увеличивалась, так как с развитием пароходства и постройкой железных дорог сбыт хлеба в приморские порты, а оттуда за границу облегчался и спрос на него год от года возрастал.
В некоторых помещичьих экономиях и среди культурной части населения области, близко стоявшего к земледелию, там и сям стали появляться кой какие улучшения в способе обработки земли, а одновременно с этим в торговых городах, как то: Ростове, Царицыне и др. стали открываться склады усовершенствованных земледельческих машин и орудий, сначала заграничных, а потом и русских фабрик и заводов.
Почин повсеместного распространениясреди казачьего населения этих машин и орудий, в особенности в Черкасском и 1-м Донском округах, надо отдать справедливость, бесспорно принадлежит „Донскому Товариществу”, состоявшему из нескольких интеллигентных лиц, бескорыстно и с увлечениемстремившихся к светлому будущему. Это были природные казаки, с есаулом В.Д. Воиновым во главе. Товарищество
– 8 –
это, почти не имея своих собственных капиталов, но заручась широким кредитом от фирмы Гулье-Бланшард (в городе Ростове н/Д.), а также войдя в непосредственное сношение с некоторыми фабриками и заводами, в начале 80-х годов прошлого столетия открыло склады, главный в г. Новочеркасске и в станицах: Константиновской, Мариинской, Цымлянской, Романовской, Нижне-Чирской и многих других, предоставив в свою очередь также широкий кредит покупателям. Кроме складов, от Товарищества были учреждены агентства почти в каждом поселении войска, для ознакомления населения с имевшимися у них образцовыми машинами и орудиями путем отдачи бесплатно в работу. Агентами были большею частью народные учителя, офицеры, станичные атаманы и др. Не смотря на недоверие, с каким население встретило это нововведение, в виду кажущейся дороговизны орудий, и на затруднения в срочных платежах фирмам, „Донское Товарищество”, воодушевляемое девизом:
Косы, жатвенки и плуги —
Наши истинные други,
Освещают путь в народ...
С ними двинемся вперед! (Н. Чесноков).
побороло все препятствия и познакомило казака с легким плугом Сакка и англо-болгарским, с усовершенствованной веялкой и американской жаткой Вуда, Мак-Кормика, Джонстона, Осборна и др., даже с сноповязалкой, так что в настоящее время эти машины и орудия составляют уже обыкновенную принадлежность хозяйства казака-земледельца, без чего он не может обойтись. „Донское Товарищество” просуществовало около 15 лет и распалось на несколько самостоятельных торговых фирм. Некоторые из этих предпринимателей открыли даже свои механические мастерские и плугостроительные заводы, как то: П.Г.Попов в ст. Цымлянской. Е.О.Дурноусов в ст. Романовской и других местах. Главный склад этого товарищества и механическая мастерская под управлением А.И.Мусатова просуществовали до 1902 г., т. е. до того времени, когда на месте их, по Крещенскому спуску№ 3. открыты были на субсидии от войска склад и мастерская Донского общества сельского хозяйства, существующие и до сего времени под управлением того же А.И.Мусатова.
