Евграф Савельев
Историко-статистический очерк.
1917 г.
Оглавление
|
|
Стр. |
Глава І |
1 - 7 |
|
Глава ІІ. |
7 - 11 |
|
Глава ІІІ. |
11 - 15 |
|
Глава ІV. |
15 - 23 |
|
Глава V. |
Крестьянство на Дону после 3-й ревизии до прикрепления к земле в 1796 году. |
23 - 29 |
Глава VI. |
29 - 34 |
|
Глава VII. |
34 - 40 |
|
Глава VIII. |
Краткий статистический обзор Дона за последнюю четверть прошлого века. |
40 - 47 |
Глава IX. |
48 - 68 |
|
Глава X. |
Значение иногородного элемента в экономическом развитии края. |
68 - 77 |
Историческая наука говорить нам, что природа страны, ее географическое положение и климат в сильной степени влияют на образование характера народа, на его нравственные и религиозные воззрения, а главным образом – на сложение его бытовых особенностей. Горы и равнины, болота и леса, реки и моря,степень плодородия земли, тот воздух и пища, которыми человек дышет и питается, солнце и влага, бури и грозы, под влиянием которых он постоянно находится, и испытывает страх и ужасы жизни или удовлетворение своим существованием – все это, а также взаимные отношения и столкновения с соседями, так или иначе отражаются на его внутреннем и внешнем облике, мировоззрениях, нравах и обычаях, на его способе административного управления и направляют по тому или другому пути его историческую жизнь. Не было народа, который бы на своем историческом поприще не был верен своему первоначальному развитию. Точно также нельзя встретить народа, который не был бы верен своим первоначальным основам, складу и быту, сложившимся под влиянием естественных условий той исторической среды, в которой осуществилось его историческое призвание к самостоятельной жизни на земле. Народ, которого исторические судьбины заставили изменить своему, в течении многих веков сложившемуся характеру, своей исторической природе, неминуемо должен разложиться и потерять свой духовный облик, словом, погибнуть духовно и политически. Таких примеров на пространстве многовековной жизни народов можно насчитать тысячи. Но мы здесь вкратце коснемся лишь исторической жизни русского народа, в целой его массе, от первоначального его выступления на историческое поприще до последнего времени; народа, положившего собой, всей своей массой, прочную основу великого русского государства, народа-общинника, земледельца-крестьянина.1)
-------------
1) Название "крестьянин" произошло от слова "христианин", исповедующий христианскую веру. В договорах Олега 912 г. и Игоря – 945 г. с греками названия "крестьянин и хрестьянин" означают "христианин". "Аще кто убьет крестьяна (грека), русин или хрестьян русина" и проч. (Договор Олега) "Аще убьет хрестьянин русина или русин крестьянина" и проч. (Договор Игоря). В других пунктах договора Олега встречаются выражения "крестьяны" и "христианы" означающие одно и то же понятие "христиане", т. е. греки, в отличие от нехристиан-руссов; в тождественных же пунктах договора Игоря эти слова заменены названием "греки и гречин". В древне-русских письменных памятниках. как-то: Святосл. сборн. 1073 г. и Остром. Ев. слова "Христос" с производными и "крест" часто по начертанию смешиваются, отчего получились такие выражения: крестьяный, крестианск, крестьянин и хрест, христ, хрестити, хриштаахуся, хрещахуся (Галицкое Ев. 1144 г.) и т. п.
- 2 -
На Руси
Вся обширная русская земля со всеми своими богатствами: лесами, лугами, полями, реками, озерами и болотами была открыта перед русским человеком и он, или в одиночку, или обществом, составившимся по добровольному согласию, мог свободно ходить по ней и выбирать любое место для поселения и возделывания земли; он селился или одним своим семейством, или целым обществом, городом, селом. По нашим летописям, и граждане, и сельчане одинаково занимались земледелием и другими, связанными с этим занятием, промыслами. Если же в старом городе или селе, по мере увеличения населения или оскудения средств продовольствия, становилось тесно, то многие из жителей присматривали места для новых поселений и садились на них починками, выселками и пригородами и, таким образом, раздвигали общие владения своего племени и, садясь на новых местах, занимались теми же промыслами, какими кто занимался на прежней селитьбе; следовательно, и на новых местах являлись также земледельцы. Если же выбранные для новых поселений места были уже заняты каким-либо другим племенем, которое нужно было оттеснить или от которого приходилось обороняться, то русский земледелец-крестьянин нередко обращался в воина и с оружием в руках вступал в борьбу с непокорным или несговорчивым соседом.2). Если борьба затягивалась, или соседи-иноземцы постоянно тревожили мирное земледельческое население, то последнее сходилось на вече и выбирало из своей среды военно-начальника – "воеводу" (боеводу) или же обращалось к содействию родственных им и искусных в военном деле витязей или князей, вышедших с своими закаленными в боях дружинами из Приазовья и проникших в древности, как завоеватели или колонизаторы, а больше, как искатели приключений и приложения своей богатырской силушки, во все концы древней Руси и даже на берега Балтийского моря.3).
У древних славян-руссов, каковым именем мы на основании исторических исследований называем все славянское население от берегов Финского залива до Черного и Азовского морей, образ правления был общинный, т.е. все дела, касающиеся данной местности, города или села, решались общиной, всем народом, вечем.4). Нестор говорит: " Новгородцы бо изначала
----------
2). Крестьянство на Руси. И. Д. Бeляев. М. 1903 г.
3). Древняя история казачества. Е. П. Савельев. Новочеркасск, 1915-16 г., стр. 104.
4). Там-же, стр. 49-56, 99-104 и др.
- 3 -
и Смольняне и Кыяне якоже на думу на вече сходятся, и на чем старшие сдумают, на том и пригороды станут". Также: "Новгородцы, Полочане и Кривичи из начала якоже на думу на веча сходятся".
Все члены общины считались вполне свободными и равноправными между собою и имели право обрабатывать занятыя ими земли, у кого сколько хватит на это уменья и сил. Никто в том им не препятствовал. В иных общинах земли распределялись по жребию. С призванием князей общинный порядок управления не изменился, лишь явилась новая общественная забота-повинность – собирать средства на содержание князя и его дружины.
Призвание Рюрика
Значение княжеской власти в мирное время сводилось лишь к тому, чтобы судить и рядить, совместно с народными представителями, согласно с правами и общинным устройством, искони заведенным у славян, а в военное охранять владения общины от внешних врагов. Во внутрение же дела общины князь и его дружина не имели права вмешиваться, а также без воли народа не могли объявлять кому-либо войны. Когда Ярослав хотел идти на Псков, новгородцы сказали ему: "...князь, без нашего совета и согласия ты не можешь ехать в Псков". Неугодным князьям, дерзнувшим нарушить права народа, общины предлагали просто удалиться, а в случае ослушания, удаляли силой. "Путь широк, – говорили они – кланяемся тебе". Так, в 1095 году новгородцы показали путь Давиду Святославичу; в 1102 году сказали Святополку, хотевшему посадить на княжение сына: "Аще ли две головы имеет твой сын, то пошли его"; в 1113 году новгородцы утвердили право суда над князем.5). В 1146 году киевляне, призывая Изяслава на место Игоря, говорят ему: "не хотим быть как бы в наследстве". Ярославу Ярославичу новгородцы предлагают: "князь, поеди, не хотим тебя, а не так, идем всем Новгородом прогнать тебя".6).
Так поступили в 1128 году с Давидом Всеволодовичем Полочане, в 1159 г. – с Глебом Ростиславичем Дрючане, в 1175 г. – с Ярополком Романовичем Смольняне и многие другие общины7).
Призывая князей, общины требовали от них целовать креста, судить и рядить по правде и не нарушать прав народа8).
-----------
5). И. Д. Беляев. Новгород. Стр. 182-197.
6). И. Д. Беляев. Разск. из Русской истор.
7) Летоп. Переясл. Суздальск.;
8).Беляев. Р. Ист. Новгород. стр. 186. Ипат. лит. В летописи XII ст. есть много сведений, что Полочане призывают князей и на "ряды" с ними князья целуют крест. То же требуют и Киевляне в 1146 г.
- 4 -
Словом, в удельно-вечевый период власть выбранных князей была ограничена договорными условиями, выработанными общиной, в зависимости от местных бытовых особенностей народа. Народ имел сделку прямо с князем, как с своим главою и представителем его земских интересов. В случаях несогласия, посредниками являлись со стороны князя – бояре-дружинники, а со стороны народа – духовные представители и старейшие мужи, как думцы и советники того и другого. Когда кончались счеты князя с народом, последний и его лучшие мужи принимались каждый за свои дела по устроению внутренней общинной земской жизни, а князь обращался к внешней политической жизни, к организации государства и развитию и расширению его могущества.
Получая от общины содержание натурой или деньгами и вотчинами, князь, в свою очередь, с согласия народа, в благодарность за заслуги, мог раздавать своим дружинникам поместья для прокормления, которые могли переходить в их род, если только он продолжал служить одному князю и одной общине так-же верно, как его отцы и деды; могли получать награждение деньгами и почестями, а также участвовать в дележе военной добычи. Эта дружина пользовалась у общины постоянным внешним почетом из уважения к главе-князю, но не более. Уходил или изгонялся князь, с ним изгонялась и его дружина; все достояние их становилось собственностью общины; иногда скопленные ими богатства подвергались разграблению; нередко избивалась и сама дружина9). Словом, дружинники считались слугами князя, а не общины. По удалении князя, слугам его было не безопасно оставаться в уделах. Вот почему является повсеместное равнодушие народа к участи удельных князей, когда у них московские великие князья отнимали уделы, а также и к участи и невзгодам опальных бояр; для них это сословие было чуждым. Бояре были личные слуги князя, а не народные представители и защитники, "княжеские рабы и холопи" – выражение, официально принятое во всех актах XIV и XV столетия, у бояр, потомков дружины и удельных князей. Историю русской земли строил русский
--------------
9) Ипат. Летоп. под 1146, 1158 и 1159 г.г.
Воскр. лeт. под 1158 г.
Лаврент. лeт. под 1015 г.
Погодин. Т. VII, стр. 160.
Сергeeевич. Вeче и князь. Стр. III.
Арханг. лет. – стр. 18- 807.
- 5 -
народ и на смоченной им и напоенной кровью земли посеял плоды для своего счастья, величия и единства. Он заплатил великую дань родной земле и спас ее от многих и многих невзгод. Во главе его стоял первоначально великий князь, а потом – царь. Они поддерживались земщиной, народом, земщина – ими. Все, что противилось их воле, давилось обоюдно с неустанной последовательностью. Народ спас русскую землю и от татарского ига, и от нашествия иноплеменников в 1612 и 1812 г.г.; он же спасет Россию и в настоящую ужасную общеевропейскую войну и восстановит своею мощью ослабевшие силы своей дорогой родины. Народ – это та несокрушимая стомиллионная сила, это – то, что мы с гордостью называем Великой Россией.
Теперь рассмотрим, как же жил и какими гражданскими правами пользовался русский народ с первых веков нашей истории до конца XVI в., т. е. до прикрепления его к земле, а потом закрепощения в полную безгласную собственность своих владельцев.
Выше было сказано, что русский народ был преимущественно земледельческий и свободно, на правах равноправных членов общины, пользовался принадлежащей ему землей. В городах он был свободный гражданин, т. е. горожанин, в селах и деревнях – свободный пахарь-земледелец. Женщины также пользовались полной гражданской свободой и имели право, наравне с мужчинами, участвовать на вече и управлять принадлежащими им недвижимыми имуществами и получать их по наследству10).
Каразин Н. Пахарь
Пахари-земледельцы, по русским летописям и древним монастырским актам, не составляли какого-либо отдельного сословия и не носили особого имени, а назывались вообще крестьянами, т. е. христианами, также – людьми, народом, земянами, сиротами, а в городах – гражданами и др.
Сеятель
При неравенстве сил и способностей и других условий, естественно, из общей массы должны были выдвинуться лучшие люди, т. е. разумнейшие и богатейшие и, таким образом, образовали особый класс, отличный от остальной массы общества. Явилась частная земельная собственность, приобретенная усиленными трудами и издержками посредством захвата свободных пустырей,
-------------
10) О наслед. по древн. русским законам. И. Д. Беляев. 1858 г. стр. 54-55. В "Русской Правде" стр. 4 говорит: "Аще жена сядет по мужи, то дати ей часть, а у своих детей взяти часть, а что на нее муж возложил, тому же есть госпожа"
- 6 -
никому не принадлежащих, лесистых или болотистых земель. Об этой поземельной собственности в древних юридических актах обыкновенно говорилось так: "А земля моя, куда топор, коса, соха ходили". Границы этих владений определялись тем пространством, "которое захватил мой труд", а первым трудом для обработки земли в древности было выжигание и вырубка дикого леса или осушка болот. Следовательно, "мое огнище или то пространство, где приложился мой труд", была моя поземельная собственность. Таким образом, способные трудолюбивые люди, имевшие достаточно сил для приобретения, указанным порядком, обработки и охранения занятых ими земель, получали перевес над другими своими общинниками и становились влиятельными лицами общины, лучшими людьми, сильными собственниками, земскими боярами. В своем имении такой землевладелец был полный хозяин; само имение его называлось "волостью или вотчиною". Они в них заводили села, торги и собирали вольных людей для обработки пашни и охраны своих владений. Слабосильный общинник, не имевший достаточных средств для обработки своей земельной части в общине, селился на земле владельца и становился в некоторую от него экономическую, но не личную зависимость, т. е. был обязан платить владельцу за землю, а часто и за данный ему инвентарь работою или за обработку земли получал известную часть хлеба и других произведений. Такие, живущие на чужих землях крестьяне, назывались ролейными закупами; низший и беднейший класс людей, работавших у состоятельных по найму, назывался наймитами, смердами, черными людьми и кабальными холопами, т. е. по собственной воле вступившими на условленный срок, за долг или за взятыя вперед деньги, в кабалу к другому члену общества и, таким образом, сделавшимися на некоторое время полусвободными.
Из Русской Правды Ярослава и его сыновей, а также и других актов мы видим, что к XII столетию, низший класс русского общества, смерды – городские и сельские, образовали сословие тяглых людей, на которых преимущественно лежали общественные повинности и подати. На высшем же классе – людях нетяглых – лежали службы, управление и защита края. Но и этот класс не избавлялся от повинностей и податей, только эти обязанности на них лежали не прямо, а чрез посредство людей низшего класса, которые сидели на их землях, при их пособии или ссуде. Каждому представлялось право переходить из тяглых в высший класс, нетяглый, если кто имел к тому способности и средства.
- 7 -
Все члены общины пользовались равными правами и никто не был исключен из права поземельной собственности, только бы имел силы и средства приобрести и возделать ее11).
Вотчинную собственность имели и князья, и бояре, и духовенство, и купцы, и крестьяне. Поземельная собственность никогда не была исключительным правом привилегированных классов. Это явление считается отличительной особенностью истории России от истории других государств Европы.
Князьям на Руси были уступлены только некоторые земли и то на государственном праве, а не на праве частной собственности. Дружинники также первоначально не получали земель и жили у князей на жалованье, или получали узаконенные доходы от областей, вверенных их управлению, и если впоследствие имели поземельную собственность, то приобрели ее на общих основаниях, как и другие классы общества, покупкою, дарением, наследством или расчисткою и возделыванием на собственные средства диких полей и лесов.
В Юрьев день
Таким образом, крестьянство в древней Руси, под каким бы названием оно не встречалось и на каких бы землях оно не сидело, – казенных, волостных, княжьих, монастырских и других владельцев, пользовалось полной свободой переходить с одной земли на другую в известный срок в году, в Юрьев день, и подчинялось общему суду, наравне с другими членами общества; было обязано платить казенные подати и отправлять другие повинности и в то же время платить оброки и исполнять работы на землевладельца12).
-------------
11) Беляев. Крестьяне на Руси. стр. 7-18.
12) Беляев. Крестьяне на Руси. стр. 19 и послед.