независимый военно-общественный журналъ
посвященный нуждамъ и интересамъ казачества
Почтовая повинность.
Благодаря соседству городов, Ростова и Нахичевани, а также, известных на всю область разбойничьим населением, хохлацких слобод: Батайская, Егорлыка, и других, в Черкасском округе участились случаи грабежей, убийств и особенно нападений на почту.
Бессовестные грабители для своих операций выбрали наиболее мирную местность – район станиц Хомутовской, Ольгинской, Кагальницкой, Егорлыцкой и Мечетинской. Ни в чем неповинное казачье население вдвойне страдает от разбойников (которых никак не может открыть деятельная полиция), и нравственно, так как все живут под страхом нападений, и особенно страдает материально, так как для сопровождения почты назначаются ежедневно конные казаки, часто 2-й очереди.
Дело в том, что, благодаря весенней распутице, у казачьих коней легко получается растяжения сухожилий, да и по хорошей погоде рискованно скакать 16-17 верст за почтовой тройкой почты без передышки на не втянутом коне, тем более, что почтовые чиновники никакого внимания не обращают на порчу казачьих коней, а при малейшем промедлении засыпают жалобами станичного атамана, часто разыгрывая перед ним что-то вроде начальства.
А ведь лошади казаков 2-й очереди предназначаются для иной цели, формирования конским составом второочередных боевых полков, – и такое выматывание вряд-ли повысит их строевую выносливость, силу и крепость. При существующих условиях дошло до того, что некоторые казаки, принужденные для сопровождения почты нанять себе коня, не могут достать в станице такого дешевле 7-10 рублей, так как никто не желает загубить свою лошадь.
Из этого тяжелого положения есть два выхода.
Первый состоит в том, чтобы окончательно выяснить туманный вопрос: кто кому должен подчиняться? – строевые-ли казаки (часто и приказные) сопровождающему почту недисциплинированному и часто совсем не бывшему на военной службе почтальону, или сама почта, как вверенная защите конвоя, должна во всем руководиться указаниями старшего конвоя, причем ему, при отправлении с места, должна быть дана инструкция о времени доставки почты на место (по расчету для казачьих коней).
Второй способ разрешения этого вопроса, разделяемый, насколько мне известно, и верхами почтового ведомства, еще более прост и целесообразен.
Для сопровождения почти вполне достаточно двух конвойных, из которых один должен сидеть в перевозке с почтальоном, а другой следовать впереди или, еще лучше, сзади почты верхом. Если нападут на почту и осилят, то конный живо даст знать в ближайшую станицу для преследования разбойников, в другом случае конный может отвлечь на себя нападение и тем даст возможность тройке ускакать.
Согласно контракту каждый почто-содержатель обязан иметь у себя седло для почтовых надобностей, за каждую-же лишнюю лошадь почтовое ведомство платит ему по 3 коп. с версты, что за 16 верст составит 48 копеек.
Мне думается, что вместо порчи строевых казачьих лошадей и несения казаками убытка в 8-10 рублей, гораздо проще и целесообразнее было-бы воспользоваться почтовым седлом и лошадью, причем, если почтовому ведомству жалко за охранение с опасностью жизни тысяч рублей заплатить 48 копеек, то станицы охотно примут этот расход за свой счет, благо крепка казачья душа и благодушен славянин.
С. Азъ