независимый военно-общественный журналъ

посвященный нуждамъ и интересамъ казачества

514
№ 46
Гoлocъ кaзaчеcтвa

Казаки и отхожий промысел.

Еще не забыли донцы того недалекого прошлого, когда из окрестных и даже дальних губерний матушки Руси к ним стекались большие партии рабочего люда и находили себе на полевых работах прибыльный заработок. Не поверил бы наш донец, всего 10-15 лет тому назад, что ему так скоро грозит превращение из зажиточного хозяина в чужого работника; а ныне, это уже совершившийся факт. Из хутора Ериковского Баклановской станицы и других, окрестных с ним хуторов, казаки отправились на заработки в Кубанскую область и Ставропольскую губернию. Теперь уже безошибочно можно предсказать и не поразить станичников, что, оставляя в прежнем положении свои поля, не изыскивая способов борьбы с неурожаем на них, скоро придется казакам не ограничиваться батрачеством в Кубанской области и Ставропольской губернии, а искать себе заработков и в более отдаленных местах – на заводах и фабриках.

Не какое-либо балагурство заставило наших станичников отправиться в чужие края, а причина весьма серьезная и, при данных условиях, уважительная, царь-голод.

Чудные хлеба ожидались с весны! казаки-хозяева свободно вздохнули, предвкушая благополучие... Но 4-5 жарких дня в конце мая и начале июня сильно зажгли хлеба и унесли надежды на хороший сбор и значительная часть посевов описываемого района погибла окончательно. Местами соберут 2-3 пуда с десятины; а отсюда, у многих нет ни семян для будущего посева, ни продовольствия на текущий год, не говоря уже о прочих неотложных нуждах, покрываемых обычно продажей хлеба.

Поражает на первый взгляд то обстоятельство, что среди погибших и сильно пораженных засухой полей есть довольно большая площадь (поля хутора Садки Филипповской ст. и часть полей станицы Баклановской), где уже несколько лет не знают неурожая и теперь собирают 50-80 пудов с десятины.

А вес секрет, оказывается, чародеев-владельцев этих полей состоит в том, что они сделали запруды по протекающему в этом районе ручью, благодаря чему этот ручей, разливаясь ранней весной, заливает окрестные поля и насыщает их влагой, ограждающей посевы от засухи.

Такой наглядный пример явно подсказывает и прочим, ныне бедствующим станичникам, способ борьбы с неурожаем; этот пример явно говорит: „изыщите способ питать наши поля влагой и вы забудете ваши бедствия!”

Вполне соглашаются все земледельцы этого района с тем выводом, что если бы в настоящем, например, году, во время бывшей жары, можно было полить поля водою, – хлеба было бы очень много.

Дать влагу полям, хотя бы расположенным и на возвышенной местности, как, например, поля станицы Баклановской, при теперешнем состоянии техники, думается, вполне возможно, тем более, что, судя по многим колодцам, подпочвенная вода там в 2-4 саженях от поверхности земли.

Станичникам теперь весьма необходимо, кроме улучшения способов самого землепользования, проникнуться мыслью о возможности и нужности устройства на их полях орошения; послать если нужно и куда следует ходатаев с такой просьбой, и можно быть уверенными, что правительство с готовностью придет на помощь имеющимися в его распоряжении научными силами и даже нужными на то средствами.

Обидно видеть, как пришедшие издалека татары и болгары наживаются на наших полях, а мы бежим от них в батрачество, забывая весьма применимую в данном случае басню, где пшеница на приглашения ячменя: идти туда, где золото родиться, говорит ему: „зачем нам за золотом ходить, оно само к нам привалит!”

В. Болдыревъ.


В начало страницы
Оглавление
На главную страницу