Выборы на Тереке.
Несомненно, что Терцам необходимо послать в Государственную Думу лица более трудоспособное, сильное духом и знаниями, энергичное и, ко всему этому, требовательное... Кроме того, лицо это, помимо указанных выше качеств, должно быть проницательным, умеющим видеть нас с головы до ног, подмечать наши нужды, которых у нас избыток, а не близоруким, не видящим дальше своего брюха и нуждающимся в посторонней указке. Нам нужна оздоровляющая струя свежего воздуха, света и знания. Депутат наш должен быть по телу и по духу „чистокровный” казак, человек твердой воли, прямой, и с неиссякаемым источником инициативы. Он должен быть вооружен широкими знаниями, чтобы открыто противостоять своему „политическому” врагу.
Наученные горьким опытом, Терцы сознали свои ошибки и теперь думают изгладить их. Доселе спокойные, они зашевелились. В обычной нашей жизни слышатся речи избирателей.
Терская семья разделилась уже на партии по выбору кандидатов. Из этих партий, одна равняется половине всех избирателей, другая же в свою очередь поделилась на более мелкие части.
В местной периодической печати прошло уже, по поводу предстоящих выборов вообще, и в частности кандидатов, несколько статей и статеек. Промелькнули заметки и в более крупных столичных газетах. Терцы внесли уже на общественное разрешение вопросы своей жизни. Вопросы эти заставляют многих волноваться. Одни волнуются от страстного желания, чтобы депутатский жребий пал на достойнейшего члена Терской войсковой семьи, другие же (недоросли духовные) преследуя свои мелкие эгоистические цели, стараются истых казачьих кандидатов затенить в глазах избирателей, бросая в них комья грязи.
У большей половины Терцев-избирателей есть намеченный кандидат подъесаул М. А. Караулов 2-й, житель станицы Тарской. В конкуренты ему противники намечают: учителя приготовительного класса Г. А. Ткачева, – бывшего атамана отдела – В. С. Вербицкого и подъесаула Меденика.
Кто из этих четырех кандидатов пройдет, угадать не трудно.
Подъесаул Караулов был уже во второй Государственной Думе и не попал в третью по одному лишь прискорбному недоразумению. В настоящее время он имеет большее число сторонников, чем его конкуренты. Для Терцев он крайне желательный представитель в Законодательной Палате. Караулов был уже во 2-й Думе и при нем сорганизовалась было казачья фракция. Терцы находят его самым подходящим представителем по защите краевых интересов. На него смотрят как на бойца, давно зарекомендовавшего себя с этой стороны.
Противники выдвигают названных выше кандидатов; причем „сами”, если не прямо, так косвенно, стараются быть избранными. Кто эти противники и какие они казаки, лучше всего доказывает статья одного из них, присяжного поверенного г. Сапронова, помещенная в № 99 „Терских Ведомостей”. Автор ее дословно говорит следующее: „Мы ныне представляем из себя только воинских чинов, а казачье имя оставляется за нами по простому недоразумению, по тому же, почему имеющуюся у персов свою конницу называют казаками”. Внизу же под этой статьей автор подписывается: казак К. И. Сапронов.
Вот какие казаки, к благу нашему, как исключение, водятся у нас на Тереке. В одно время они носят это неблагоприятное сословное имя по одному недоразумению и, в то же время, с гордостью подписываются под этими статьями полными именами. В ответ таким казакам можно сказать, что они попали в нашу среду по одному лишь роковому недоразумению. Родиной таких „воинских чинов” должен быть город Бердичев, соратниками по сословию – народ Израиля, а военная их мощь должна проявиться в крупных „гешефтах”.
Вот так интеллигентного противника г. Караулова, противника, который нас приравнивает к персидской коннице, набираемой из сброда со всех концов Персии, не имевшей и не имеющей ничего общего, ни по духу, ни по задачам с нашими казаками, сословное и доблестное имя которых мы с искони носим до настоящего времени.
И вот такие-то казаки, (т. е. кадеты и прогрессисты) у которых центр духовного тяготения направлен к г. Бердичеву, не понимали казаков раньше и теперь их не понимают.
Казалось бы, дело общее, нужно было бы передовым казакам объединиться, подробно, до мелочей, обсудить больные вопросы, наметить из своей среды достойнейшего человека и провести его в члены Государственной Думы, снабдив последнего всеми необходимыми сведениями о наших краевых нуждах. При таком условии можно было бы сказать, что из нашей семьи поехал брат „больший”, который сумеет постоять за нас за всех, а равно и за себя в нужную минуту.
Впрочем, к началу фактических выборов может „вынырнуть” еще кто нибудь из кандидатов, но вопрос о выборе Караулова в 4-ю Государственную Думу большинством предрешен, если для всех Терцев и для него самого не случится аналогичный по 1908 г. казус. Подъесаул Караулов желателен и необходим для „истинных” казаков Терского казачьего Войска. Он обладает всеми необходимыми качествами для защиты наших интересов и может провести в жизнь широкие физические и моральные запросы большой семьи Терских казаков.
Н. Г.